Осторожно – послушный ребенок! Счастье или сломанная жизнь?

Прослушать статью

5S — популярная система организации рабочего места, разработанная в послевоенной Японии. Она выстроена на основе пяти принципов: Сортировка, Самоорганизация, Систематическая уборка, Стандартизация, Совершенствование. Достигнем знаменитой японской собранности и лаконичности за 5 шагов:

Шаг 1. Сортировка (Сэири)

Делим вещи на нужные и ненужные, и испытываем удовольствие и разрядку, выбросив все ненужные вещи. Для этого делим инструменты, оборудование, материалы на 3 категории:

  • Нужные всегда (то, что используем в данный момент).
  • Нужные иногда (то, что периодически используем, но не в данный момент).
  • Ненужные (то, что не используем, тара, посторонние предметы).

Ненужные предметы сразу выбрасываем (продаем, списываем, дарим). Увы, от некоторых вещей не так-то просто избавиться. Например, неизвестен хозяин вещи и его нужно найти, или есть большая вероятность, что она все-таки пригодится. В этих случаях используется инструмент «Кампания красных меток» — яркие ярлыки, которые постоянно напоминают о том, что пора решить судьбу неоднозначного предмета.

Шаг 2. Соблюдение порядка (Сэитон)

Делаем так, чтобы каждая вещь оказалась «на своем месте». Распределяя предметы по пространству, ориентируемся на принципы безопасности, качества вещей и их эффективность. Главные четыре правила расположения: на виду, легко взять, легко использовать, легко положить обратно. Клеим пиктограммы, поскольку с ними глазу проще ориентироваться в местах хранения оборудования и инвентаря, в рабочей зоне.

Виды пиктограмм и указателей:

  • На местах хранения (какие предметы здесь должны находиться).
  • На самих предметах (где этот предмет должен храниться).
  • Количество (сколько предметов здесь можно разместить).

Помимо пиктограмм, разобраться в расположении предметов помогает контурирование: четкое обозначение места предмета. Оно нужно, если на одном месте хранится много вещей (как правило, в беспорядке) и если инструменты походят один на другой. Благодаря контурированию сокращается время поиска предмета и возвращения его на место.

Осторожно – послушный ребенок! Счастье или сломанная жизнь?

Шаг 3. Содержание в чистоте (Сэисо)

Развиваем привычку убирать рабочее место. Утренняя уборка обычно делается за 5-10 минут до начала работы, обеденная проводится в течение 5-10 минут после обеда, также стоит задуматься об уборке по окончании рабочего дня и во время простоев.

Если нужно организовать коллективную уборку, следуйте нехитрым правилам:

  • Разделите территорию на зоны, в зависимости от расположения рабочих мест и оборудования.
  • Закрепите каждую зону за определенной группой людей.
  • Обозначьте время уборки.

Шаг 4. Стандартизация (Сэикэцу)

Письменно закрепите правила содержания рабочих мест, технологии работы и другие процедуры. Стандартизация является необходимым условием для выполнения трех предыдущих шагов на пути к бережливому производству. Нужны инструкции по поддержанию порядка, а также новые методы контроля и поощрения сотрудников. Стандартизация может быть применена в разных направлениях: пример, как расположить мебель и оргтехнику, сколько личных вещей разрешено держать на столе и т.д.

Шаг 5. Совершенствование (Сицукэ)

Воспитывайте привычки точного выполнения правил. Педагоги часто жалуются, что дети не запоминают алгоритмы учебных, организационных действий и не применяют их на практике. Использование технологии 5S — отличная возможность продемонстрировать ученикам пользу алгоритмов и правил на собственном примере, ведь дети так или иначе копируют взрослых.

Как совершенствоваться?

  • Наблюдайте за работой оргтехники, чтобы оптимизировать техобслуживание.
  • Делайте фотографии «до»/»после», чтобы в полной мере оценить результат преобразований (например, рабочее место до сортировки и после)
  • Прибегайте к помощи аудиторов.
  • Учитывайте возрастные особенности окружающих вас людей.
  • Подключите родителей: предложите им проект 5S для домашнего рабочего места ученика.
Читайте также:  Зеленая гречка: как готовить крупу без потери пользы?

Только не доводите стремление к совершенству до абсурда. Например, маркировка шариковых ручек не создаст ничего, кроме повода для шуток.

Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления Тони Бьюзен — родоначальник методики запоминания, творчества и организации мышления с помощью интеллект-карт — подробно объясняет, что такое интеллект-карта, как она работает и как ее можно использовать в любых сферах , чтобы улучшить свою жизнь. Купить

Причины «непослушания»

Для начала необходимо разобраться, почему ребенок плохо себя ведет. На это существует несколько причин.

  • Недостаток внимания. Дети, которым не хватает внимания со стороны родителей, часто начинают плохо себя вести. Ребенок понимает, что примерным поведением внимание близких не привлечешь, поэтому старается привлечь его дерзостью, грубостью и всяческими выходками. Для него негативная реакция взрослых все же лучше, чем равнодушие.
  • Нехватка самостоятельности. Чрезмерная родительская опека тоже может стать причиной непослушания. Таким образом малыш пытается получить больше самостоятельности, расширить границы своей свободы.
  • Низкая самооценка. Если малыша постоянно ругают и говорят ему, что он плохой, непослушный, то в конце концов он действительно в это поверит и начнет вести себя так, чтобы соответствовать мнению, которое сложилось у взрослых.
  • Любопытство. Часто малыш балуется не потому что хочет навредить родителям, а потому что ему все интересно: бросить телефон в ванну с водой, потянуть кошку за хвост, рассыпать соль по квартире, разобрать игрушку и посмотреть, что у нее внутри.
  • Проверка границ дозволенного. Дети всегда проверяют, насколько далеко они могут зайти в своих шалостях и насколько хватит терпения родителей.

Стресс и жизнестойкость

По мере взросления все дети так или иначе сталкиваются со стрессом. И родители, как бы они ни старались, не могут защитить детей от трудностей. Может случиться что угодно: болезнь, переезд в новый район, травля в школе или в интернете, потеря друзей или ссоры родителей. Все эти проблемы, возможно, покажутся взрослым незначительными, но для ребенка они огромны.

Природная жизнестойкость помогает детям ориентироваться в этих ситуациях. Когда у детей есть навык противостоять проблемам и прорабатывать их, они понимают, что смогут пройти через трудности. И чем чаще они справляются самостоятельно, тем сильнее верят в свои силы.

К кому идти за поддержкой?

Представьте, что это был бы не учитель и дети в классе, а ваш начальник и коллектив на работе. При таком отношении к вам, разве ваш начальник дорожит вашей кандидатурой? Может ли у вас быть скорый карьерный рост? Как долго вы проработаете в этой компании? Скорее всего, будете искать новое место работы как можно скорее.

У наших детей нет такой возможности, они вынуждены ходить в ту школу, в которую их определили родители, работать с теми «начальниками», которых им назначили, общаться с одногруппниками, которых они не выбирали. И если учитель поддерживает травлю, кажется, что помощи ждать неоткуда.

Но есть вы. Родители. И вы можете, должны помочь, поддержать, снять ощущение собственной вины за травлю, убрать неуверенность, и самое главное — защитить!

Обложка поста:

Быть мамой послушного ребенка — это большая ответственность за его судьбу

Воспитание послушного ребенка – это большое искусство, ежедневная борьба с искушением пустить все на самотек, окунуться в родительскую леность вместо кропотливой работы ума. Между естественным послушанием анально-зрительного ребенка и родительской манипуляцией похвалой очень тонкая грань, и только от родителя зависит, как ее не перейти. В этом плане актуальность системной психологической грамотности родителей невозможно переоценить.

Опираясь на врожденные психологические свойства малыша с помощью разумной, точно дозированной похвалы можно сориентировать, направить ребенка в том направлении, где идет именно его развитие.

Родительское одобрение, признание, похвала должна присутствовать обязательно в воспитании анального малыша, однако лишь за действительно значимые достижения, требующие значительного вложения сил, времени и стараний. К примеру, если трехлетнего малыша можно и похвалить за то, что он полностью сам оделся, но расхваливать за это же семилетнего ребенка уже не имеет смысла.

Стоит приветствовать любую детскую инициативу и помогать ребенку довести ее до воплощения в жизнь. Поощрение всех начинаний малыша способно простимулировать его на поиск новых идей именно в той сфере, которая ему интересна. Ребенка надо научить получать удовольствие от реализации собственных врожденных свойств, а не от похвалы за послушание.

Инициативность, самостоятельность, последовательность, внимание к деталям, способность довести дело до конца, качественно выполненная работа, аккуратность и чистоплотность – те качества, которые можно и нужно одобрять и развивать в анальном ребенке. Только в таком случае он сможет впоследствии реализовать себя во взрослой жизни и сделать это с пользой для общества и ощущением глубокой наполненности для себя самого.

Самое же пагубное влияние на ребенка с анальным вектором оказывают поторапливания, лишение возможности закончить любое его занятие (договорить, дочитать, доесть, посетить туалет), отсутствие заслуженной похвалы и оскорбления или обвинения в медлительности и тому подобное.

Многие слушатели тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана в своих интервью говорят о тех ошибках воспитания, которые стали проблемой во взаимоотношениях с детьми. При этом главным результатом они считают открытие своего ребенка, налаживание отношений, повышение уровня доверия и взаимопонимания в семье, совершенно новый подход к воспитанию, общению, взаимодействию родителей и детей.

Послушного ребенка не нужно учить слушаться, он умеет и любит это делать. Главное, чтобы послушание не перешло во всепоглощающее желание угодить – комплекс хорошего мальчика/девочки. В таком случае он станет легкой жертвой любого рода манипуляций. Ребенок с анальным и зрительным векторами – это потенциальный большой ученый, аналитик, выдающийся педагог, писатель, врач или художник, но только в том случае, когда его наслаждение состоит в реализации его врожденных свойств, но никак не в старании «быть хорошим».

Понимание природы детской психики, истинных желаний ребенка, его особенностей развития и мировосприятия дает уникальный инструмент для воспитания действительно развитого и реализованного, а значит счастливого взрослого человека, способного найти свое место в жизни и получать от нее удовольствие.

Регистрируйтесь на ближайший бесплатный курс онлайн лекций по системно-векторной психологии Юрия Бурлана по ссылке:

Читайте также:  Для чего назначают анализ на с-реактивный белок

Каковы последствия чрезмерной опеки родителей?

Все родители совершают ошибки, и это стандартная практика — беспокоиться о потенциальных последствиях вашего решения. Но нужно сказать, что нет единственно правильного способа воспитывать детей. Вы должны проявить доброту и должны знать, что не всегда будете получать правильные ответы. Тем не менее, выявление любых склонностей к чрезмерной опеке сейчас может помочь скорректировать результат для вас и ваших детей, поскольку такой стиль воспитания может иметь долгосрочные негативные последствия.

Неподготовленные дети

Возможно, что у чрезмерно опекающего родителя ребенок не будет готов справиться с тем, что встретится на его жизненном пути. Он настолько привык к тому, что родители строят за него планы и убирают за ним, что могут оказаться беспомощными перед лицом незначительных проблем и серьезных препятствий.

Обманывающие дети

Если ваш ребенок задыхается от вашего подхода к воспитанию, он может начать лгать. Если он чувствует себя неспособным противостоять давлению нереалистических ожиданий или строгих правил, он может исказить истину, чтобы манипулировать результатом и изменить вашу ожидаемую реакцию.

Зависимые, неуверенные в себе дети

Если ваш ребенок всегда ожидает, что вы будете его ругать, у него может не развиться самооценка, необходимая для того, чтобы защитить себя.

Если вы делаете все за него (от основной работы до завершения школьных проектов), он будет ожидать, что вы будете делать другие простые вещи, которые он может и должен делать сам. Вместо того, чтобы принимать решения, он будет ждать, пока другие решат за него все.

Кроме того, исследование, проведенное в 2013 году в Университете Мэри Вашингтон (University of Mary Washington) в Вирджинии, показало, что дети опекающих родителей более склонны к тревоге и депрессии в позднем подростковом возрасте и в студенческие годы.

Боязливые дети

Если вы мешаете маленькому ребенку делать то, что может иметь отрицательные, но относительно безобидные последствия, он будет бояться пробовать что-то новое. Он будет волноваться, что его обидят или отвергнут, и в конечном итоге уклоняться от общения.

Детям, которые привыкли к тому, что все идет своим чередом по задумке родителей, может быть тяжелее в будущем, когда они поймут, что жизнь не всегда так устроена. Они могут даже чувствовать, что заслужили то, чего не заработали. Более того, этот вопрос усложняется, если их постоянно мотивируют вознаграждением.

Несамостоятельность

Естественно, родитель желает своему ребенку только добра, стремится оградить его от самых различных неприятностей. Но вот дети растут, а взрослые не перестают их опекать. Двойка в школе – родитель спешит договориться с учителем о пересдаче, не получается домашнее задание – делает его за ребенка.

Конечно, влияние взрослых важно для детей, но не менее значимым является умение решать свои проблемы самостоятельно. Родитель должен быть опорой, а не глухой стеной между ребенком и окружающим его миром.

Неприспособленные, полагающиеся во всем на взрослых, неуверенные в своих силах дети только преумножают эти негативные стороны по мере своего взросления. Отсутствие самостоятельности ведет к тому, что ребенок вырастает инфантильным.